Защита выплат переселенцев

За последние несколько лет в Украине появилось новое массовое явление – переселенцы из Крыма, а также Донецкой и Луганской областей. Официальная статистика утверждает, что их численность составляет более 1,7 миллиона человек. Необходимо отметить, что понятия «беженец» и «переселенец» не эквивалентны. Статус беженца может быть предоставлен бессрочно только иностранцам, вынужденным в силу тех или иных обстоятельств уехать из своей страны и пребывать в подыскивании другого места жительства. Внутренне перемещенные лица (переселенцы) являются гражданами Украины и переезжают со своего постоянного места проживания в пределах государства.

При переезде вынужденным внутренним мигрантам необходимо получить справку переселенца. Ее наличие предоставляет ВПЛ право на оформление временной адресного пособия, размер которого определен следующим образом:

· работоспособные граждане – 442 грн. на человека/члена семьи; причем если вышеозначенные лица не трудоустроятся в течение двух месяцев со дня начала выплат, то размер материальной помощи на такой же последующий период уменьшится на 50%, а затем прекратится;

· лица пенсионного возраста, дети – 884 грн.;

· нетрудоспособные инвалиды – 949 грн.

· итоговая сумма выделяемых государством денежных средств не может превышать 2400 грн. на семью.

Механизм финансирования ВПЛ предусматривает также восстановление всех видов компенсаций: пенсий, пожизненных госстипендий, субсидий и проч. переселенцам, которые им были назначены до получения этого статуса. В число нуждающихся в таком обеспечении входят следующие категории граждан: пенсионеры; семьи, располагающими ограниченными материальными средствами; попечители и опекуны; матери-одиночки; дети- инвалиды и др. Переоформить пенсии и соцвыплаты можно в тех же структурных подразделениях социальной защиты населения.

Проблемы с выплатами ВПЛ возникли после принятия в январе 2016 года изменений в Закон «О защите прав и свобод переселенцев». Эта переработка вошла в противоречие с Положением правительства № 509 от 1 октября 2014 года в той его части, где говорится о регистрации переселенцев.  Суть вопроса:

· с одной стороны необходимо обратиться в Управление соцзащиты населения, расположенное по месту фактического адреса претендента для получения соответствующей справки, где требуют ее дальнейшей регистрации в Государственной Миграционной службе (в соответствии с постановлением Кабинета Министров);

· с другой стороны ГМС отказывается проставлять штампы, ссылаясь на изменения в законодательном акте.

Различные общественные организации выдвигают несколько способов, чтобы разорвать этот замкнутый круг, но пока Министерство социальной политики не предложило адекватного решения. Поэтому процедура получения статуса ВПЛ, а соответственно и положенных социальных выплат затягивается на неопределенный срок.

Следующим камнем преткновения стала выплата пенсий, которая является обязанностью государства и гарантируется Конституцией Украины (ч.2 ст. 22). К сожалению, теперь только специальная комиссия (на основании изменений в Постановление № 509 и Постановление № 365, принятых 8 июня 2016 года) по итогам проведенной ею проверки фактического места проживания пенсионера-переселенца, а также обследования его материальных и бытовых условий будет решать может ли ВПЛ, достигшее пенсионного возраста, получать положенные ему по закону выплаты (причем критерии такой оценки неизвестны).

При таких обстоятельствах переселенцы нуждаются в юридической помощи для: получения справки ВПЛ; адресной помощи; пенсионных и других социальных выплат; восстановления документов, которые удостоверяют личность; трудоустройства; доступа к услугам, предоставляемых государством (медицинская помощь, образование и т. д.). На сегодняшний день самым действенным, хотя и длительным по времени способом защиты выплат переселенцам остаются суды, где ВПЛ могут обжаловать неправомерные решения и действия государственных органов.