Обжалование незаконных действий патрульной полиции
С ноября 2015 года патрульная служба, согласно Закону Украины, входит (как структурное подразделение) в Национальную полицию, которая по определению является органом государственной власти и обязана в рамках Закона охранять права и свободы граждан, а также поддерживать порядок, безопасность в обществе и противодействовать преступности.
В соответствии с действующим украинским законодательством и нормативными актами МВД в непосредственные обязанности патрульной службы входит:
· снабжение нужной информацией, как водителей транспортных средств, так и пешеходов;
· обеспечение безопасного дорожного движения;
· выписывание штрафов;
· эффективная и качественная проверка, а также регистрация нарушителей законодательства в любой форме;
· изучение и быстрое реагирование на претензии граждан (включая бытовые правонарушения);
· задержание правонарушителей, а также доставка их в подразделения МВД;
· оказание первой помощи пострадавшим и охрана места происшествия.
Граждане безусловно обязаны выполнять только законные требования патрульной полиции и только тогда, когда последние находятся при исполнении своих должностных обязанностей. При этом сотрудник полиции обязан представиться, объяснить и обосновать свои действия.
Взаимобезопасная коммуникация с сотрудниками патрульной службы предполагает наличие у населения элементарных знаний о собственных правах и способах обжалования незаконных действий работников ПС. Например, необходимо помнить, что проверка документов, вещей или личный досмотр любого человека не могут проводиться без убедительного предположения. Такими причинами проявления внимания могут стать:
· противозаконные действия, которые гражданин совершил или продолжает совершать непосредственно на глазах у полицейских (скажем, распитие спиртных напитков в общественном месте); при этом обязательно наличие двух свидетелей для подтверждения данного факта;
· на гражданина прямо указывает потерпевший или свидетели происшествия;
· внешность человека подпадает под ориентировку;
· наличие у гражданина или в его личных вещах следов преступления.
Разумеется, бывают прецеденты, которые не подпадают под этот перечень (например, человек мог быть случайным свидетелем преступления). В таких случаях нужно руководствоваться нормативно-правовыми актами и здравым смыслом. Досмотр вещей обязательно должен происходить в помещении райотдела в присутствии понятых с обязательным составлением протокола, но никоим образом не на улице. Требование пройти в райотдел для составления протокола о мелком хулиганстве или административном нарушении незаконно. Такой документ пишется на месте и отсутствие бланков не является уважительной причиной того, что сделать это физически невозможно.
Если Вы считаете действия блюстителя порядка противоправными, то необходимо сразу позвонить (если существует такая возможность) на номер 102 и сообщить о недопустимом поведении работника ПС, узнав фамилию дежурного, который принял звонок. Кроме того, можно, подать письменную жалобу в следующие инстанции:
1. Вышестоящему начальству;
2. В административный суд (в течение полугода с момента данных действий);
3. В прокуратуру (при этом соответствующее решение о внесении данных о таком заявлении в единый реестр досудебных расследований обязано быть принято не позднее суток после его регистрации);
4. В управление внутренней безопасности – специализированную структуру, призванную следить за исполнением законности в рядах полиции.
Такие обращения граждан должны отвечать определенным требованиям к содержанию:
· четко указывается орган, куда жалоба подается;
· обязательно прописываются полные данные о заявителе: Ф.И.О., адрес, контактные данные;
· суть жалобы излагается грамотно, в хронологическом порядке, с непременным указанием дат, фамилий, должностей и званий, а также всех обстоятельств происшествия;
· конкретная формулировка требований (провести проверку, привлечь к дисциплинарному взысканию и т. д.);
· подпись и дата.
При этом наличие у Вас фото или видеосъемки происшествия может оказаться дополнительным доказательством, подтверждающем факты, изложенные в жалобе.